Nika-hl | ||||||||||||
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ЛИЦЕЕВ И ГИМНАЗИЙ МОСКВА 2005 УДК 373.016: 271.2 ББК 74.26 Б 83 Б 83 А.В. БОРОДИНА История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. М., 2005. – с. ЭКСПЕРТИЗА: 1. Институт развития личности (ныне – Институт семьи и воспитания) Российской академии образования, руководитель религиоведческой группы — кандидат философских наук И. А. ГАЛИЦКАЯ РЕЦЕНЗЕНТЫ: * АЛЕКСАНДР ШАРГУНОВ, протоиерей, преподаватель Московской Духовной Академии и Семинарии, глава Комитета "За нравственное возрождение Отечества" * Н.Д. НИКАНДРОВ, президент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, академик РАО * С. К. КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН * М.Н. КУЗНЕЦОВ, доктор юридических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, профессор Университета дружбы народов * И.Г. МИНЕРАЛОВА, доктор филологических наук, профессор Московского государственного педагогического института * С.В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор, сопредседатель Правления Союза писателей России * Т.В. ЧЕЛЫШЕВА, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой художественного образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ * В.И. ШАМШУРИН, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова * И.В. БУГАЁВА, кандидат филологических наук, декан филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института * Г.Н. МЕЛЕХОВА, кандидат исторических наук, учитель-участник апробации программы А. В. Бородиной "История религиозной культуры" * И.В. МЕТЛИК, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО * С.Б. РОМАНОВ, первый проректор Московского института открытого образования МДО * Л.Я. НОСКОВА, директор школы № 979 г. Москвы Программа апробирована в школах различного типа с 1996 года Программа учебного историко-культурологического курса "История религиозной культуры" разработана для 1–11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Курс получил широкое распространение как один из путей повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, региональным краеведческим курсам, а также как форма систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа (обычного, повышенного, уровня образования, конфессионально-ориентированные и др.). http://borodina.mrezha.ru/programma-uchebnogo-kursa.html http://borodina.mrezha.ru/ekspertitsyi-i-h...deniya-opk.html Это сообщение отредактировал Nika-hl - 13-04-2008 - 00:34 |
||||||||||||
Bell55 | ||||||||||||
Да, размах неслабый. Аж с 1 по 11 класс детишек зомбировать будут. Очевидно, вместо наук -- учебное время не резиновое. Да и зачем нам науки? Похоже, идеал нынешнего руководства страны -- православная Саудовская Аравия: тотальная религиозность населения, экспорт нефти как основа технологии и никаких богопротивных наук и высоких технологий. | ||||||||||||
Nika-hl | ||||||||||||
Моя бабушка изучала богословие в гимназии. Она после гимназии была лучшим преподавателем математики и физики в школе. Работала в школе всю жизнь. Кроме того она ...из гимназии... знала всего лишь 4 языка СВОБОДНО - английский, немецкий, французский и мертвую латынь. Так что не все так уж и плохо, как кажется))) Это сообщение отредактировал Nika-hl - 14-04-2008 - 23:11 |
||||||||||||
mjo | ||||||||||||
Боюсь, что очень не многие смогут найти для себя компромисс между научным и религиозным мировоззрением. А общее образование расчитано на массы, а не отдельных талантливых людей. Кроме того, многие, кого учили богословию, стали в конце концов атеистами. Иначе атеизма вообще бы не было. |
||||||||||||
Nika-hl | ||||||||||||
Вот и надо, чтобы эта масса не превратилась в тупую массу. А то уже наблюдаются отклонения...из-за плохого (ужасного) образования. А богословие знать полезно. ) Это сообщение отредактировал Nika-hl - 15-04-2008 - 10:47 |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Не знаю, я что-то до сих пор против. Не верю я в искренность задумки РПЦ. Лично я не хотел бы, чтобы моему масенькому рассказывали об этом в школе. С какой то культорологической точки зрения - возможно, но не Закон Божий - точно. Подобный курс - это бомба замедленного действия, и, занимая такую агрессивную позицию, РПЦ просто разжигает очередной конфликт, который просто так не закончицца. И я не понимаю, как этого можно не понимать ![]() |
||||||||||||
Nika-hl | ||||||||||||
Да ничего не будет...Как , впрочем и всегда... |
||||||||||||
wlaser | ||||||||||||
Прежде чем вешать подобные клише, попробуйте выяснить, что такое зомбирование. |
||||||||||||
Ардарик | ||||||||||||
в данном случае зомбирование это втемяшивание в головы детей тех взглядов которые нужны РПЦ.Так же как и действовала наша родная коммунистическая. Это и есть зомбирование.Закладка определенной программы которая в тех или иных случаях заставляет действовать определеным образом. (главное не одно отдельное слово а смысл предложения или поста в целом.) Это сообщение отредактировал кроули-3649 - 15-04-2008 - 12:05 |
||||||||||||
wlaser | ||||||||||||
Вам тоже предлагается выяснить, что такое "зомбирование"! То, ЧТО вы написали, это не есть "зомбирование". |
||||||||||||
Ардарик | ||||||||||||
тогда поясните нам что такое зомбирование с вашей точки зрения.И чем оно отличается от того что предлагает РПЦ внедрять в школах |
||||||||||||
Nika-hl | ||||||||||||
Хотите честно? не очень- то мы зомбировались))) |
||||||||||||
Ардарик | ||||||||||||
зомбированы мы были пока хозяев не свергли.Или вы шли и кричали направо и налево:долой коммуняк тогда?Не думаю |
||||||||||||
wlaser | ||||||||||||
С моей точки зрения это следующее: Под термином “зомбирование” подразумевается форсированная обработка подсознания человека, благодаря которой он теряет направляющий контакт со своим прошлым и программируется на безоговорочное, притом неосознаваемое подчинение приказам своего хозяина. Зомбирование - это насильное подчинение сознания (воли) одного субъекта (человека, вообще любого существа) воле другого. Зомбирование подразумевает искусственное отключение личной воли человека с беспрекословным подчинением его приказам своего хозяина. Зомбирование есть незаметное для человека манипулирование его поведением по той или иной задаваемой извне программе и лишение его свободы мышления, свободы выбора, свободы воли. При зомбированнии наблюдается отсутствие осознания человеком самого себя на основе собственного Сознания. Формулировки несколько разные, но суть одна: неосознанное поведение, выпадение собственного сознания. Вот вы мне и скажите где в преподавании уроков ОПК вы увидели зомбирование? И желательно с серьезными аргументами. И прошу не путать "глубокую духовную практику и аскезу" с уроками преподавания. |
||||||||||||
Ардарик | ||||||||||||
практически совпадает все кроме насильственного подчинения.А насчет ОПК ничего сказать не могу.Я учился во времена совка.И это есть хорошо.А то двойки бы хватал по вашей вере как противник того строя |
||||||||||||
mjo | ||||||||||||
Я думаю, что такое идеологическое воздействие на детей, а ОПК это прежде всего идеологическое воздействие, не способствует образованию. Богословие - это не наука. Но такое воздействие как раз и способствует превращению детей, а в последствии народа, в тупую массу. Догматизм - это худший способ обучения. Понятно, что пока это только начало внедрения церкви в школы. Но это, как мне кажется, опасное начало. |
||||||||||||
Nika-hl | ||||||||||||
Откуда Вы можете это знать? Было радостно и весело! Очень весело и никаких хозяев не было.. ) Это теперь хозяива))) ВСЕ кто получает больше рядового гражданина..))) Болезнь какая-то..А раньше думали про высокое больше, чем про деньги и т.д..))) Жаль, что Вы не жили в ТО время..) |
||||||||||||
Nika-hl | ||||||||||||
Да ну?!!! ![]() Назовите мне НЕ верящих в Бога в то время Великих людей !!! А я Вам назову..тех кто ВЕРИЛ !!! Это те, что мною названы + все декабристы ))) + Державин, Фонвизин, Радищев, Жуковский, Рылеев, Грибоедов, Гончаров, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Белинский..и многие, многие другие..по настоящему талантливые люди, которые верили в Бога и изучали Богословие рьяно...А назовите мне хоть столько же имен теперь???? Имен, что вошли в Историю, как классики!!! Это сообщение отредактировал Nika-hl - 16-04-2008 - 09:54 |
||||||||||||
wlaser | ||||||||||||
"кроме насильственного подчинения" - это самое главное. Ученик может верить, а может не верить, может слушать, а может не слушать, соглашаться и не соглашаться, принимать и не принимать, может делать все, что он считает верным для себя делать или не делать. Вот и получается, что никакого "зомбирования" в преподавании ОПК и в помине нет. Я понимаю, можно не соглашаться с изменениями и добавлениями в школьной программе, но в крайности впадать то зачем, притягивая за уши то, чего и в помине нет? |
||||||||||||
Ардарик | ||||||||||||
но за ОПК отметки будут ставить?И они пойдут в диплом?То есть выходит добровольно-принудительное обучение.А оно мало чем отличается от насильственного. | ||||||||||||
Ардарик | ||||||||||||
Тогда неверующих и быть не могло.Их называли нигилистами кажется.И чурались их почти как прокаженных.А потому естественно все были верующими.Как во времена совдепа все были пионерами комсомольцами и коммунистами. |
||||||||||||
mjo | ||||||||||||
Вы считаете, что Гаврилиада Пушкина - это результат творчества верующего человека? Радищев считал всякую религию и церковь защитницами самодержавия и крепостного права и называл церковь "стоглавой гидрой" с полными челюстями Насчет религиозности Грибоедова у меня большие сомнения, хотя точных данных нет. Гончаров в молодости был абсолютно равнодушен к религии. Не выносил уроки богословия. К религии он пришел значительно позже. Самостоятельно . В 1845 Белинский пишет Герцену, что "в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут". "Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб; я червь - я бог! " Державин Гавриил Романович А ведь это только гумманитарии того времени! Так что Ваше утверждение не катит. |
||||||||||||
wlaser | ||||||||||||
Вы как-то вдруг поставили знак равенства между "насильственным подчинением сознания" и "добровольно-принудительным обучением", что на мой взгляд недопустимо. |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Я удивляюсь нашей стране: нас кидает из стороны в сторону. 70 лет насаждали атеизм, теперь пошел откат. Церковь уже отделили от государства и школы, зачем ее туда обратно возвращать? В школе проблема с наукой. Что творицца с математикой.. скоро в Универе учить некого будет... Нет товарищи, все у нас через пень колоду. |
||||||||||||
Ufl | ||||||||||||
Сакура нет отката. Просто атеизм не прижился. Человечество религиозно по сути.
А её возвращают? ![]()
А при чём тут математика? ОПК как-то повредит математике? |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
С тем, что человечество по сути религиозно - я согласен. Но я все же считаю, что сегодняшняя популярность (именно популярность, как новая музыка или брэнд) Церкви имеет реакционную природу. Да, ее возвращают. Закон Божий, преподаваемый в школе - это разве не возвращение? Да, меня волнует распределение часов. Откуда они возьмуцца для нового курса? Либо через увеличение нагрузки вообще, либо через заимствование у других предметов. |
||||||||||||
Ufl | ||||||||||||
В чём реакция?
Нет. Даже если будет преподаваться Закон Божий, а не ОПК, школа по прежнему останется светской.
А так ли важны другие предметы? |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Идеологический кризис. Народ ищет опору, и находит ее в религии.
![]() Если цель курса рассказать о таком явлении в человеческой культуре как Бог, то лучше пригласить философов. Они куда интереснее расскажут о боге и религиозном, так и философском.
Да. Иначе мы станем неконкурентноспособны. Качественное образование - залог успеха. Это сообщение отредактировал Реланиум - 16-04-2008 - 21:57 |
||||||||||||
Ufl | ||||||||||||
Прости, но народ от опоры на религию не уходил. И в чём реакционность этого, ты так и не объяснил.
Прости, но сикать тоже личное дело каждого. Тебя в своё время учили делать это правильно. И ты своё чадо будешь учить. Почему не надо учить общению с Богом? Это такое простое дело? Проще чем шнурки завязать? Ведь шнурки завязывать тебя тоже учили. И ложку держать. А откуда философы знают о Боге? И какие философы? Маркс? Ницше? Или Кант? А может Булгаков и Франк? Бердяев и Флоренский? Не вспотеют школяры от этого?
Ну хорошо. Скажем если внести в Конституцию такую поправку (1) Все школьное дело находится под надзором государства. (2) Лица, управомоченные на воспитание детей, имеют право решать об участии этих детей в религиозном обучении. (3) Религиозное обучение является в государственных школах, за исключением неконфессиональных школ, обязательным предметом. Без ущерба для права надзора государства религиозное обучение производится в соответствии с принципами религиозных общин. Ни один преподаватель не может быть обязан против своей воли вести религиозное обучение. Потеряем в качестве образования? |
||||||||||||
Nika-hl | ||||||||||||
Не более как хулиганство мальчишки, я бы сказала так.. )) И только... А все остальное, что Вы назвали - Дань времени.. Но Вы говорите не о том.... А я говорю, что изучение Богословие не сделало названных мною людей менее талантливыми.!!! Но я еще и не всех назвала. !А они изучали богословие - рьяно И где зомбирование у декабристов Вы находите??? Ну где? Прямо-таки зомби ходячие..)) |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
А по-моему, объяснил. Для меня это ясно как Божий день ![]() После развала Страны советов у нас явный идеологический кризис, люди потеряны. Именно на этой почве активизировались всевозможные молодежные движения, например, националистов, поющих песенки о Великой русской нации и Православии как истинной религии русского народа. И на всем на этом паразитирует Церковь. Именно на этой волне "вернуцца к корням" и "вспомнить истинного бога" и просачиваются подобные решения.
Почему не надо? ![]()
Понятия не имею. Я уже сказал, что мне непонятно, откуда школа должна выковыривать дополнительные часы на этот курс. Лично для меня дикость - преподавание Закона Божьего в школе. С разных сторон: и со стороны верующего человека, и со стороны гражданина собственной страны. Нельзя вторгацца в такую деликатную область как вера. Если ребенок или его родители выказывают подобное желание, то это можно и нужно делать без школы. Поэтому, вместо того, чтобы ломать копья по вопросу об ОПК, нашему Министерству образования необходимо как следует озаботицца Школой. Серьезно озаботицца, начиная с программы уже существующих курсов, заканчивая политикой отношений учитель-ученик. Потому что проблемы эти уже вылезают и аукнуцца они сторицей. Как университетский преподаватель говорю. |
||||||||||||
Nika-hl | ||||||||||||
Надо вторгаться !!! И делать это как можно быстрее! Это сообщение отредактировал Nika-hl - 16-04-2008 - 22:45 |
||||||||||||
Ufl | ||||||||||||
Прости нет. Не объяснил. Попробуй ещё раз. Вот тебе определение реакции Политика, государственный политический режим, осуществляющий возврат и защиту старых порядков путем борьбы с демократическим движением и проявлениями всякого прогресса (полит.). Так в чём реакция при преподавании ОПК?
Примеры.
А почему не в средней? В чём причины? Православное чадо тоже должно играть и отдыхать. Почему не школе? Чем познание Бога отличается от познания биологии?
Не имеешь понятия? Давай я тебе подскажу. То, что я тебе предложил в качестве поправки к конституции, на самом деле действующая статья Конституции. По счёту СЕДЬМАЯ. Представляешь себе? Седьмая. Действует эта статья в светском, ни у кого язык не повернётся назвать его другим, в демократическом, реально демократическом, либеральном и прочая государстве….Германия. Как там с уровнем образования? А уровень образования Оксфорда тебя устроит? А то, что школьники Великобритании начинают учебный день с молитвы ты знаешь? Видимо уровень образования не связан с преподаванием религии. Или у британцев генетика другая. |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Не в преподавании ОПК, а в его внедрении. Уже написал: люди хотят того самого доброго вечного, а сказка о прошедшем Золотом веке - это самый лакомый кусок.
Всевозможные хоругвеносцы и.. забыл про организацию, члены которой оккупировали часовню в Москве.
Потому что вера и Бог в его жизни - это личное дело каждого ![]() И я не против того, чтобы детишкам объясняли, что такое Бог, пусть даже в школе. НО ОПК не дает альтернативы, только в рамках одной религии. И да, по-моему мнению, философы расскажут о Боге куда нейтральнее, чем священник.
Чему удивляцца? Статью за гомосексуализм в насквозь либеральной Германии отменили позже чем в России ![]()
По мне так жуть. В школе движуцца медленно, их математика после нашей кажется простой как ящик, а в области ускорителей они пока от нас отстают. Я только о своей области говорю, что там с другими - не знаю.
А них преподают религию? Или они просто моляцца перед занятиями? |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Ufl , я знаю, во что все упирается - в доверие к Церкви. У меня к ней доверия нет. По-моему глубокому убеждению, РПЦ отдалилась от Бога и продолжает это делать в угоду своим политическим амбициям. И введение ОПК - это лишь еще один шаг на этом поприще, продиктованный лишь собственной выгодой, наплевательское отношение к другим людям, которые исповедуют другую веру и религию или не исповедуют ничего вообще. |